Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ЗОЖ

Дата: 19 марта 2019 в 21:27, Обновлено 14 апреля 2024 в 15:47

ПРОФИЛАКТИКА И  КОРРЕКЦИЯ  НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У ДЕТЕЙ

Осанка — это привычное положение тела человека в пространстве, которое он принимает без лишнего напряжения мышц. При правильной осанке позвоночник испытывает минимальную нагрузку.Правильной осанка считается, если равномерно выражены физиологические изгибы позвоночника, голова расположена ровно и подбородок смотрит прямо.

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба, два из них-шейный и поясничный отделы-обращены вперед (шейный и поясничный лордоз), а два других-грудной и крестцовый отделы-обращены назад (грудной и крестцовый кифоз). Благодаря этим физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет амортизирующую функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясений, а также усиливается подвижность и прочность позвоночника.

Каждый человек имеет свою осанку. Ведущими факторами, которые определяют привычную позу человека, являются состояние и форма позвоночника, наклон таза и степень развития мускулатуры. Осанка нестабильна, она может улучшаться или ухудшаться.

Правильная (нормальная) осанка служит показателем здоровья и гармоничного физического развития.

Формирование правильной осанки с детских лет является одним из необходимых условий нормального развития костно-мышечной системы, так как эластичность детского скелета при неправильном положении тела легко приводит к образованию деформаций.

Костная система детей существенно отличается от костной системы взрослых большим содержанием органических веществ и меньшим содержанием солей. Кости ребенка более гибки и эластичны, то есть больше поддаются деформации. Процесс окостенения скелета заканчивается примерно к 20-23 годам. Особенно поздно заканчивается формирование костей кистей и стоп.

В течение всего школьного периода костная система у детей остается еще окончательно не сформированной. Периоды риска ухудшения осанки у школьников считается первый год учебы, вторым - период полового созревания.

Прогрессирование процесса нарушения осанки может происходит у физически слабо развитых детей, при гиповитаминозах, пониженном питании, после перенесенных вирусных или инфекционных заболеваний. Неправильное положение тела может привести к патологии систем органов. Изменение осанки способствует деформации грудной клетки, изменению положения легких, снижению объема вдыхаемого воздуха за счет постоянного давления на легочную систему.

Искривление позвоночника бывает трех видов:

  • кпереди - патологический лордоз,
  • кзади - патологический кифоз
  • боковое искривление (сколиоз), которое в норме не встречается.

В отличие от физиологических, патологические лордоз и кифоз выражены резко или на месте физиологического лордоза может возникнуть кифоз и наоборот. Сколиоз может быть врожденным (неправильное развитие позвонков и грудной клетки) и приобретенным.

Приобретенный сколиоз возникает у детей вследствие слабого развития мышечной системы (мышечного корсета) и связочного аппарата, мышечной гипотонии, ослаблении организма после перенесенной болезни, когда для сохранения правильной осанки от ребенка требуется большое мышечное напряжение.

Часто сколиоз начинается бессимптомно и поэтому длительное время остается незамеченным для родителей; проявления приобретенного сколиоза начинаются с того, что позвоночник слегка искривляется вбок и несколько скручивается при утомлении мышц спины, а после отдыха искривление исчезает.

Прогрессированию искривления способствуют неправильная посадка (за партой, столом или у музыкального инструмента), ношение тяжелого портфеля, сумки или рюкзака в одной руке или на одном плече.

Это все усугубляет неравномерную нагрузку на позвоночник и мышцы спины. Со временем искривление становится постоянным, изменяются осанка, форма грудной клетки. Подвижность позвоночника резко уменьшается, ребенок быстро утомляется, жалуется на мышечные и межреберные боли.

Формирование правильной осанки и лечение сколиоза основано на применении общеукрепляющих и специальных лечебных гимнастических упражнений (ЛФК), исправляющих форму позвоночника. Они назначаются и проводятся под наблюдением врача - ортопеда и методиста ЛФК. Иногда назначают ношение корректора осанки или жесткого корсета.

Детям при первых признаках искривления позвоночника после консультации врача следует создать режим, облегчающий нагрузку на позвоночник, обеспечить питание богатое витаминами и минералами, ровную жесткую постель, достаточный сон, воздушные и солнечные ванны, подвижные игры, а также ежедневную утреннюю гимнастику.

Школьников необходимо приучать к правильному положению за партой и столом, обеспечивая хорошее освещение рабочего места, воспитывать у них правильную осанку, отучать от привычки сутулиться.

Всем детям с начальными признаками сколиоза следует строго выполнять назначенные врачом упражнения, направленные на укрепление мышечного корсета, мышц плечевого и тазового пояса, лечебный массаж, плавание, поддерживающих правильное положение позвоночника.

Комплекс упражнений для укрепления мышечного корсета (по руководству д.м.н. Н.Б. Мирской)

1. Упражнения в позиции лежа на спине (в постели утром и перед сном)
Вытяжение. Лежа на спине, руки над головой, ноги прямые, носки на себя. Одновременно тянем руки вверх, пятки от себя, носки на себя.Упор на локти, ладони под поясницу, ноги согнуты в коленях, прогнуться, поднимая таз.Подгибание согнутых в коленях ног к животу, помогая руками, голову подтягивать к коленям (группировка лежа на спине).

2. Упражнения в позиции, лежа на животе 
 

  • Выпрямленные руки, голову и шею поднять (руки перед собой или вдоль туловища, чуть выше уровня лопаток), прогнуться. Зафиксировать на 8-10 секунд.
  • Поднять выпрямленные ноги вверх на 15-30 градусов. Руки перед собой или вдоль туловища. Зафиксировать на 8-10 секунд.
  • «Буква Х»: одновременно поднять выпрямленные руки, ноги, голову, прогнуться в пояснице. Зафиксировать на 8-10 секунд.

3. Упражнения для шейного отдела 
Стоя или сидя. Плечи и затылок прижаты к стене. Подбородком пытаться коснуться груди, не отрывая затылка от стены. Подержать 5-10 секунд, повторить 3-5 раз. Дыхание произвольное.Прикрепить к стене лист бумаги. Зажатым зубами карандашом рисовать цифры от 1 до 30 или буквы алфавита.

4. Упражнения на четвереньках 
Кошечка. Прогнуть - выгнуть спину в поясничном отделе 10-12 раз.Опустить ягодицы на пятки, выпрямленные руки зажимают низко опущенную голову. Зафиксировать на 8-10 секунд.

5. Отжимания 
Отжимания, стоя от стены максимально соединив лопатки. Туловище движется только за счет сгибания и разгибания рук в локтевых суставах.Отжимания от стола, стула, пола.

6. Упражнения для дыхания 
Плавно, глубоко сделать вдох через нос до упора, задержать на 5-10 секунд, резкий выдох через рот до конца. Задержать дыхание для выполнения упражнений №№ 1 и 2 на 5-10 секунд.

  • Диафрагмальное дыхание: во время вдоха - живот надуть максимально, выдвинуть брюшную стенку вперед; во время выдоха - живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).
  • живот втянуть в себя (рекомендуется выполнять непосредственно перед сном, лежа в постели, после теплого душа или ванны).

Весь комплекс упражнений выполняется в течение 5-7 минут. Упражнения № 1 и 2 следует повторить после физической нагрузки или длительного пребывания в неудобной позе.

    

    

    

   

15.10.2022 - "Безопасный перехад"

20.10.2022 - "Задумайся!"

22.10.2022 - "Правильное питание"

27.10.2022 - "Полезные и вредные привычки"

12.10.2022 - "Этот едкий дым"

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.