5 класс
Тема: Возникновение и развитие Афинского государства.
Цель:
- Познакомить учащихся с природно-климатическими условиями Средней Греции (Аттики) и занятиями её жителей.
- Дать представление об Афинах как родине современной демократии.
- Научить учащихся думать вместе, воспитав взаимопонимание и взаимоподдержку.
Оборудование:
- Карта «Древняя Греция».
- Карточки с текстом отрывков из стихов Солона.
- Схема «Состав населения Аттики в эпоху Солона.
- Тестовые задания.
- Портрет Солона, картина «На агоре».
Форма урока: традиционная с элементами технологии развития критического мышления.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
1. Стадия вызова.
Учащиеся получают тестовые задания к параграфу о Спарте.
Тест
- Выберите правильный ответ.
Полис-это:
- центр могущественного государства;
- название города в Месопотамии;
- город-государство в Древней Греции;
2. В Древней Греции свободный человек, имевший определённые права и обязанности, назывался:
- гражданином;
- чиновником;
- военачальником;
3. Спартиаты:
- занимались только военным делом;
- земледельцы-рабы;
- ремесленники.
- Спартанское государство располагалось:
- в области Беотия на севере Греции;
- в области Лаконика на юге Пелопонесского полуострова;
- на реке Эврот в Малой Азии;
- Продолжите перечень.
Управление Спартой осуществляли:
- 5 правителей;
- ____________________
- ____________________
- ____________________
- Вычеркните ненужное.
- Спартанские мальчики в семилетнем возрасте направлялись на воспитание в военный лагерь;
- усердно и с большой охотой занимались чтением и письмом;
- славились умением красиво и долго говорить;
- часто спали на открытом воздухе.
Взаимопроверка. Выполненная работа оценивается «правильно» или «неправильно».
Учащиеся обращают своё внимание на слово Акитта. Необходимо его объяснить с помощью чтения первого абзаца §8 об Афинах. Учащиеся должны догадаться, что это слово Аттика, но написанное наоборот - область в Средней Греции.
Показать на карте Аттику. Предлагается назвать главный город Аттики (один из самых древних городов Европы), с которым предстоит познакомиться на уроке. (Афины) Называется тема урока.
2. Стадия осмысления.
Задание.
Прочитайте текст пункта 1, составьте и запишите вопросы, ответив на которые, можно рассказать о занятиях жителей Аттики.
Выполненная работа проверяется при помощи игрового приёма «Продолжи рассказ». Учащиеся по одному в порядке очереди рассказывают материал, называя по одному предложению. Выигрывает тот, чьё предложение будет последним.
Работа над пунктом 2 «Аристократы и демос в Афинах».
Вспомнить: аристократы - знатные люди, демос – простой народ.
Работа с литературным произведением. Слово учителя: Ребята, сейчас я зачитаю вам старинную греческую басню писателя Гесиода. Внимательно послушайте ее, а после ответьте на вопрос: кто стоит за пернатыми персонажами?
Учитель читает отрывок из басни:
Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.
(Ребята уверенно определяют: Ястреб – это аристократ, Соловей – простолюдин)
Работа в тетради. Слово учителя – Ребята, я вам предлагаю сейчас расчертить тетрадь следующим образом:
Ястреб |
Соловей |
аристократ |
Народ - демос |
Запишите под ними тех, кто по – вашему стоит за этими персонажами.
Комментированное чтение. Учащиеся читают текст пункта 2.
Дополнение учителя. Совет старейшин собирался на холме и ежегодно выбирал 9 архонтов, которые были судьями, жрецами, военачальниками. Если крестьянин брал у знатных людей деньги, то на участке ставился долговой камень. Если долг не возвращался, земля становилась собственностью аристократа.
<v:stroke endarrow="block"> </v:stroke> <v:stroke endarrow="block"> </v:stroke><v:rect id="_x0000_s1028" style="position:absolute; margin-left:126.45pt; margin-top:135.7pt; width:134.25pt; height:39pt; z-index:251660288"> <v:textbox> </v:textbox></v:rect>
Народное собрание |
9 архонтов |
Совет старейшин (ареопаг) |
Вопрос. Чем были недовольны бедные люди из демоса? Чего они добивались?
-Бедняки требовали отменить долговое рабство и вернуть им потерянные земли.
Работа над учебной картиной «На агоре».
Слово учителя: Ребята, посмотрите на картину, вы видите что на агоре спорят друг с другом два человека. Послушайте их спор и ответьте на вопрос:
какой группе афинского общества относятся эти люди?
Торговец:
- Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.
Аристократ:
- Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.
Далее учащиеся отвечают на поставленный вопрос.
Обсуждение увиденного, вопросы учащимся:
- Что означают слова «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»?
- Чем были недовольны афинские купцы и торговцы? Чего они требовали?
- Богачи хотели получить право участвовать в управлении полисом.
Дополнения учителя.
Начались кровопролитные столкновения между бедняками и аристократами.
Никто не хотел уступать. Граждане обратились к Солону - человеку, известному своей учёностью, жизненным опытом, справедливостью. На народном собрании его выбрали архонтом.
Работа с источниками.
Ребята, у вас есть уникальная возможность услышать голос великого реформатора Древней Греции Солона.
- Приветствую вас, юные граждане! Я Солон - первый архонт Афинского полиса! Хочу продекламировать вам свое стихотворение о проведенных мною реформах, после которого я дам вам задание.
«Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих...
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав...
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псов»
Вопрос.
Какие реформы в Афинском государстве я провел?
Называются реформы:
- освобождение должников от рабства;
- сняты долговые камни; заложенные участки вернули их владельцам;
- возвращение в Афины, проданных в рабство за долги;
- равенство всех перед законом.
Обсуждение понятий аристократия и демократия (запись в тетрадь).
Вопрос.
Какими качествами должен обладать человек, способный осуществить реформы, подобные тем, которые провёл Солон? (Названные качества записываются на доске.)
Задание. Посчитайте, используя ленту времени, сколько лет назад начала свой отсчёт афинская демократия, если известно, что Солон заложил её основы в 594 году до. н. э.
3.Стадия рефлексии
Учитель раздаёт схему «Состав населения Аттики в эпоху Солона».
<v:group coordorigin="1620,2565" coordsize="9285,2250" id="_x0000_s1026" style="position:absolute; margin-left:-4.05pt; margin-top:.8pt; width:464.25pt; height:112.5pt; z-index:251677696"> <v:rect id="_x0000_s1027" style="position:absolute; left:4890; top:2565; width:3660; height:585"> <v:textbox> </v:textbox></v:rect></v:group>
Насельніцтва Атыкі ў 7 ст. да н.э. |
Рабы |
Свабодныя |
Арыстакраты |
Дэмас |
Даўжнікі |
Чужаземцы |
Задание. Вычеркнуть в схеме то слово, которое после реформ Солона стало лишним (ненужным). (Должники)
Учащиеся объясняют, что все коренные жители Афин стали свободными людьми, в то время как чужеземцы остались рабами.
Вопрос. В чём главная заслуга Солона?
Предлагается после высказывания своего мнения зачитать ответ в последнем абзаце третьего пункта параграфа.
Приём «Выходная карта».
Учащиеся записывают (высказывают) свои соображения по трём пунктам:
1. самая важная мысль урока.
2. один вопрос по теме.
3. общий комментарий по материалу урока.
Домашнее задание §8 вопросы 1-5 устно.
Тест
- Выберите правильный ответ.
Полис-это:
- центр могущественного государства;
- название города в Месопотамии;
- город-государство в Древней Греции;
2. В Древней Греции свободный человек, имевший определённые права и обязанности, назывался:
- гражданином;
- чиновником;
- военачальником
3. Спартиаты:
- занимались только военным делом;
- земледельцы-рабы;
- ремесленники.
- Спартанское государство располагалось:
- в области Беотия на севере Греции;
- в области Лаконика на юге Пелопонесского полуострова;
- на реке Эврот в Малой Азии;
- Продолжите перечень.
Управление Спартой осуществляли:
- 5 правителей;
- ____________________
- ____________________
- ____________________
- Вычеркните ненужное:
Спартанские мальчики в семилетнем возрасте…
- направлялись на воспитание в военный лагерь;
- усердно и с большой охотой занимались чтением и письмом;
- славились умением красиво и долго говорить;
- часто спали на открытом воздухе.
Задание.
Прочитайте текст пункта 1, составьте и запишите вопросы, ответив на которые, можно рассказать о занятиях жителей Аттики.
Задание.
Прочитайте текст пункта 1, составьте и запишите вопросы, ответив на которые, можно рассказать о занятиях жителей Аттики.<font face="Times New Roman, serif"> </font>
Задание.
Прочитайте текст пункта 1, составьте и запишите вопросы, ответив на которые, можно рассказать о занятиях жителей Аттики.
Задание.
Прочитайте текст пункта 1, составьте и запишите вопросы, ответив на которые, можно рассказать о занятиях жителей Аттики.
Вот, что однажды сказал Соловью пестрогласному Ястреб,
Когти, вонзивши в него и неся его в тучах высоких.
Жалко пищал Соловей, пронзенный кривыми когтями,
Тот же властительно с речью такою к нему обратился:
«Что ты, несчастный пищишь? Ведь намного тебя я сильнее!
Как ты не пой, а тебя унесу я куда мне угодно.
И пообедать тобой я могу, и пустить на свободу.
Разума тот не имеет, кто меряться хочет с сильнейшим:
Не победит он его,- к униженью лишь горе прибавит!»
Вот, что стремительный Ястреб сказал, длиннокрылая птица.
- Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.
- Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.
Ястреб |
Соловей |
|
|
Запишите в таблице тех, кто по – вашему стоит за этими персонажами.
Ястреб |
Соловей |
|
|
Запишите в таблице тех, кто по – вашему стоит за этими персонажами.
- Я богаче тебя. Посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! Почему только вы, аристократы, судите. Избираете из своей среды девять правителей, заседаете в совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.
- Ты богаче, это верно, но что с того! Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком. Поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя.
«Какой же я из тех задач не выполнил,
Во имя коих я тогда сплотил народ?
О том всех лучше перед Времени судом
Сказать могла б из олимпийцев высшая –
Мать черная Земля, с которой снял тогда
Столбов поставленных я много долговых,
Рабыня прежде, ныне же свободная.
На родину, в Афины, богоданный град,
В рабство проданных вернул я многих...
Всех освободил. Я этого достиг
Закона властью, силу с правдой сочетав.
И так исполнил все я, как и обещал,
Со знатными простых в законах уравнял
Для каждого прямую правду указав...
Затем-то, на борьбу все мужество собрав,
Я точно волк, вертелся среди стаи псо
<v:group coordorigin="1620,2565" coordsize="9285,2250" id="_x0000_s1040" style="position:absolute; left:0; text-align:left; margin-left:-30pt; margin-top:297.1pt; width:464.25pt; height:112.5pt; z-index:251678720"> <v:rect id="_x0000_s1041" style="position:absolute; left:4890; top:2565; width:3660; height:585"> <v:textbox> </v:textbox></v:rect></v:group>
Насельніцтва Атыкі ў 7 ст. да н.э. |
Рабы |
Свабодныя |
Арыстакраты |
Дэмас |
Даўжнікі |
Чужаземцы |
Насельніцтва Атыкі ў 7 ст. да н.э. |
Рабы |
Свабодныя |
Арыстакраты |
Дэмас |
Даўжнікі |
Чужаземцы |
Насельніцтва Атыкі ў 7 ст. да н.э. |
Рабы |
Свабодныя |
Арыстакраты |
Дэмас |
Даўжнікі |
Чужаземцы |
Насельніцтва Атыкі ў 7 ст. да н.э. |
Рабы |
Свабодныя |
Арыстакраты |
Дэмас |
Даўжнікі |
Чужаземцы |
Насельніцтва Атыкі ў 7 ст. да н.э. |
Рабы |
Свабодныя |
Арыстакраты |
Дэмас |
Даўжнікі |
Чужаземцы |