Буллинг. Как ему противостоять.
Буллинг - (от английского bully -хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник) – притеснение, травля, дискриминация.
В более широком смысле - это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц). От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Причины возникновения буллинга в детских коллективах
Существует целый ряд факторов, способствующих процветанию буллинга в детских коллективах:
· унижения ученика, который не успевает / преуспевает в учёбе или уязвим в других отношениях.
· негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика.
· устрашающих и угрожающих жестов или выражений.
· привилегированного отношения к заискивающим учащимся.
· оскорбления учеников унизительными, а иногда даже нецензурными словами.
Мотивами буллинга являются:
· зависть;
· месть (когда жертвы переходят в разряд буллеров: наказать за боль и причиненные страдания);
· чувство неприязни;
· борьба за власть;
· нейтрализация соперника через показ преимущества над ним;
· самоутверждение вплоть до удовлетворения садистских потребностей отдельных личностей;
· стремление быть в центре внимания, выглядеть круто;
· стремление удивить, поразить;
· стремление разрядиться, «приколоться»;
· желание унизить, запугать непонравившегося человека.
Часто буллерами становятся:
· дети, воспитывающиеся родителями-одиночками;
· дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
· дети из властных и авторитарных семей;
· дети из конфликтных семей;
· дети с низкой устойчивостью к стрессу;
· дети с низкой успеваемостью
Буллеры – это:
· активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
· агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную
жертву;
· дети, стремящиеся быть в центре внимания;
· дети высокомерные, делящие всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
· максималисты, не желающие идти на компромиссы;
· дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя
ответственность за свое поведение;
· дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. не воспитанные.
Как быть в случаях обнаружения буллинга
Как показывает практика, отношения в классе во многом зависят от тактики поведения, избранной учителем с первых дней работы с классом. Учитель может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе, доставшемся ему «по наследству» от коллеги. Но ему понадобится помощь психолога и родителей в борьбе с разделением класса на отдельные группировки и с развитием буллинга.
Алгоритм действий при обнаружении случая буллинга:
· следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников;
· следует пресекать любые пренебрежительные замечания в адрес одноклассников;
· если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете;
· помогают объединить класс совместные мероприятия, поездки, постановки спектаклей, выпуск стенгазет и т.д.;
· необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других;
· следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники;
· разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, или индивидуально. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Рекомендации по профилактике агрессивного поведения учащихся:
1. Заниматься профилактикой и коррекцией отклонений в эмоциональной сфере подростков.
2. Снижать асоциальное поведение школьников.
3. Развивать стрессоустойчивые качества личности обучающихся.
4. Формировать:
· навыки оценки социальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней;
· навыки восприятия, использование и оказание психологической и социальной поддержки;
· навыки отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства;
· навыки защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки;
· навыки бесконфликтного и эффективного общения.
5. Направлять осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения.